17 художниц из Польши и Украины в проекте “Что у меня есть от женщины?”

Куратор проекта Оксана Брюховецкая собрала работы художниц под общим названием и под одной крышей. Получилась выставка «Що в мені є від жінки» (“Что у меня есть от женщины?”) с густой феминистической закваской и четкой целью – взорвать социальные табу, мешающие женщинам быть такими, какими они хотят себя видеть.

До того отечественные выставки не составлялись по гендерному принципу. Куратор решила устранить недоработку. В распоряжении украинского зрителя коллекция отборных польских вагин и отечественные объекты-рефлексии на тему женской природы и ее восприятия социумом.

 

Алека Полис. Бинарный автопортрет. 2004

 

Ключевая работа проекта – «Взгляд тайны». Это портрет вагины с вытаращенным глазом в центре от полячки Алиции Жебровской. В 1995-м году произведение наделало шуму в Европе и заработало статус знаковой работы десятилетия. Основной смысл «Тайны» – «прозрение» органа женского организма, который долго был пассивным, слепым и неразборчивым.

 

 Ивона Демко. 28 дней. 2009

 

Примерно о том же «28 дней» Ивоны Демко. Художница разместила свои вагины на уютных бархатных подушечках. Каждая символизирует день менструального цикла и как бы примиряет с этим явлением и автора, и зрителя. Менструация в свете католического христианства – сквозной мотив саги «Свята Урсула», которой посвящены поэма и несколько арт-объектов Демко.

 

 Ева Юшкевіч. Портрет Кароль Рами. 2015

 

Имена украинских художниц известны в нашей стране без всякой связи с феминизмом: Ксения Гнилицкая, Грыця Эрде, Алина Клейтман, Алина Копица, Ирина Кудря, Марина Куликовская, Валентина Петрова, Алина Якубенко. Судя по сему, времена изменились. Каждая работа – реакция на состояние нашего общества и положение женщины в нем. Это, в целом, больше остросоциальные работы, чем сугубо феминистические.

 

 Ксения Гнилицкая. Сон Марии Ивановны. 2015

 

Острая боль – календарь на 2016-й год от Ксении Гнилицкой. Листы календаря, выполненные в технике народного примитивизма, изобилуют изображениями обнаженных панночек, судьбами которых управляют олигархи. Женщина как символ Родины – первая, но не единственная аллюзия, котаря возникает при знакомстве с работой Гнилицкой.

 

 Мария Куликовская. Следы. 2015

 

Скульптура Марины Куликовской – человеческие конечности из мыла – самостоятельный арт-проект, в котором скрыто множество смыслов. От «смыливания» – обесценивания результатов труда всех женщин, занятых очищением пространства на работе или дома. До намека на убитых на войне – мыло для скульптур Марины изготовлено на Швейцарском военном заводе. Там новое оружие апробируют на мыле, которое по своей плотности наиболее близко к человеческому телу.

Источник: cultprostir.ua

  • Культурна-асветніцкая ўстанова "Кінаклуб “Дотык”’
  • Распрацавана null_studio