В Минске пройдет правозащитный фестиваль документальных фильмов “WATCH DOCS”

С 10 по 13 декабря в Минске впервые пройдет фестиваль документального кино WATCH DOCS. Он затрагивает одну из главных проблем современного общества – защиту прав человека.

Картины будут транслироваться на двух площадках – в Галерее TUT.BY и в пространстве ЦЭХ, все показы будут бесплатными.

Татьяна Яворская, представитель оргкомитета фестиваля, рассказала о важности его проведения в нашей стране.

– Татьяна, что это за фестиваль – WATCH DOCS?

– WATCH DOCS – один из самых крупных фестивалей в мире. В Европе он является вторым по величине. Это документальные фильмы о правах человека. Около 60 тысяч зрителей ежегодно посещают этот фестиваль. В Варшаве он открывается уже 15-ый раз. Там 10 декабря пройдет закрытие, и в этот же день мы примем эстафету – будем открывать его в Минске.

У этого фестиваля есть два важных аспекта. Первый – это эстетика. Туда попадают фильмы, которые заняли призовые места после очень серьезного отбора. Несколько тысяч картин присылается на конкурс, а выбираются действительно самые лучшие фильмы. А второй аспект – это права человека.

Этот фестиваль каждый год проходит в Варшаве, как главное событие, а потом он может путешествовать по городам Польши, и по другим странам. Например, я знаю, что он путешествует по Чехии и Украине, и впервые будет проходить в Беларуси.

– Почему в  программе нет белорусских фильмов?

– В программу фестиваля не попали белорусские фильмы. Не прошли отбор. Мы могли бы сделать отдельный вечер белорусского кино и показать белорусские картины, но для первого раза нам показалось это слишком амбициозным, поэтому мы взяли только те вещи, которые были отобраны самим фестивалем Whatch doсs.

– Почему этот фестиваль так важен для людей?

– На мой взгляд, он важен по двум причинам. Во-первых, потому что мы живем в обществе под влиянием пропаганды. И это есть в каждой стране. А во-вторых, мы живем еще и в век интернета, где очень часто встречается фейковая информация, которой люди склонны доверять. А документальное кино – это реальные истории реальных людей, это не постановочные фильмы. Через эти истории можно увидеть проблему такой, какая она есть на самом деле. Поэтому, я считаю, он очень важен. И не только этот фестиваль, а в принципе такие мероприятия. Документальное кино – оно лучше и доходчивее всего показывает существующую проблему.

– Какое значение имеют права человека в нашей стране?

– В нашей стране к правам человека сложное отношение. Нужно учитывать, что  они нарушаются в любой стране, и всегда будут нарушаться. Не хочется говорить, что это естественный процесс, но, тем не менее, нужно понимать, что права человека – это те взаимоотношения, которые лежат между государством и человеком. И, к сожалению, везде есть и ошибки правосудия, и дискриминация по каким-то признакам. В нашей стране, как и во многих странах постсоветского пространства, права человека государством понимаются по-своему. Это, может быть, чистые улицы и пандусы. А в более широком контексте, к сожалению, пока в нашей стране этому не уделяется внимание.

– Как вы считаете, в Беларуси для большинства права человека имеют какую-то значимость?

– Я уверена, что просто не все осознают, что это такое. Это проблема отсутствия образования и просвещения в области прав человека.  Очень часто люди не понимают, что какое-то действие или отношение к ним нарушает их права.

– Думаете, наши зрители воспримут эту тему?

– Смотря, какой аспект прав человека затрагивать. Люди, наверное, проще воспримут право человека на свободу передвижения, на участие в принятии государственных решений – это более понятные вещи. А если мы возьмем, например, отношение к людям с инвалидностью или нетрадиционным меньшинствам… Я думаю, в нашем обществе люди не очень понимают, почему, например, когда защищают права гея, это также защищает и их частную жизнь. То есть в зависимости от темы будет и восприятие обществом – положительное или отрицательное.

– Как много зрителей вы планируете увидеть на показах?

– Открытие у нас проходит, можно сказать, в жестких условиях конкуренции, потому что 10 декабря будет проходить лекция Светланы Алексеевич, и ее будут транслировать во многих местах столицы, чему мы очень рады, конечно же.  Поэтому есть некоторые опасения по поводу того, как пройдет открытие, сколько людей придет. А вообще мы старались брать такие актуальные темы, как конфликт в Сирии и Украине. Мне кажется, это такие вопросы, которые должны привлечь зрителей. Мы постарались заинтересовать людей и различными мероприятиями, например, к нам приедет героиня одного из фильмов и режиссер.

–  Раскроете секрет? Кто приедет?

– Режиссер Михал Пшедальский   – это режиссер фильма с пометкой 18+ «Алеппо. Записки из темноты». Он снимал этот фильм в Сирии. Вообще в последние 10 лет он снимает в странах, где проходят конфликты и войны.

А героиня фильма – это один из лидеров волонтерского движения в Украине Наталья Бамбирайте.  У нас состоится украинский вечер, на котором будут показаны три короткометражных фильма. Один из них –  о Наталье, о ее работе. Тогда и пройдет с ней встреча.

– Вы сказали, что фильмы к показу у нас отбирались. На самом деле их было больше?

– Да, конечно, это крупный фестиваль, в рамках которого в течение недели идут показы на нескольких площадках. У нас же в течение 4 дней будут показы в двух местах. Мы просто физически не можем показать все, что демонстрируется в Варшаве. Во-первых, мы ограничены финансово, потому что нужно оплатить аренду зала, чтобы все показать, а во-вторых, мы не знаем, насколько это будет интересно зрителю в Беларуси. Можно сказать, что это такая разведка боем.

– Панируется ли у нас сделать этот фестиваль ежегодным?

– Мы бы хотели, но посмотрим, как пройдет этот фестиваль. Потому что он готовится без грантовой поддержки и крупного спонсора. Мы делаем его при помощи волонтеров  и на пожертвования граждан. Если увидим, что в обществе есть интерес к этому кино и такому событию, а оргкомитет фестиваля ограничится вложениями своих усилий, то мы с удовольствием будем проводить эти фестивали и дальше.

 

Открытие фестиваля состоится 10 декабря в Галерее TUT.BY, 19.00.

В рамках фестиваля в Минске будет показано 17 фильмов. Так, Франция представит документальную картину «Мы стали смертью», которая расскажет о том, что может происходить после конца света.

Совместное производство Италии и Франции на примере нескольких отдельных, непохожих друг на друга историй покажет жизнь Вечного города в его суете: профессора, изучающего звуки, которые издают личинки насекомых, водителя кареты скорой помощи, стремящегося спасти жизни, мужчину, живущего с дочкой в коммуналке для бедняков… Документальная жизненная картина «Священная Римская кольцевая» стала первой за всю историю Венецианского фестиваля, получившей Золотого льва.

На фоне мирового сражения между двумя известнейшими боксерами, транслировавшегося в тот день по телевиденью, фильм производства США «1971» раскрывает хищение в отделе ФБР секретных файлов, которые рассказали миру о масштабе американской разведки – не только о борцах за мир и движении за права граждан, но и о запугиваниях и гонениях.  Спустя 40 лет герои снова оказались по ту сторону экрана, открыв новые дебаты, касающиеся все тех же проблем, не утративших за долгие годы свою актуальность.

Совместный фильм производства Германия – Польша «Эффект домино» – о простых людях, о любви, карьере и попытках начать новую жизнь на фоне войны 1992 года, повлекшей трагедию 4000 жизней. Это конфликт между Абхазией и Грузией, в результате которого каждый двадцатый абхазец пострадал или погиб, а две сотни грузин оставили свои дома… Чемпионат мира по домино 2011 года – попытка Абхазии заявить о себе, как о самостоятельном государстве.

Фильм «Кровь» – о провинциальной России с уставшими от жизни людьми… Сдача своей крови в качестве доноров для многих – единственный способ выжить. Длинная очередь… но не всем везет. Не у всех берут кровь в силу медицинских показаний и возраста. Не каждый получит эти заветные 850 рублей. В своих ожиданиях люди рассказывают о сложностях и делятся надеждами.

Польша представит документальную картину «Алеппо. Записки из темноты». Фильм расскажет об осажденном городе в Сирии, о местных жителях, по воле судьбы оказавшихся по разные стороны баррикад. А также о том, что моральная поддержка и простой кусок хлеба, порой, еще более важны, чем оборона с оружием в руках

О проблеме сирийской войны также говорится и в  картине из Ливана «Наш страшный край».  Начав показ с документальных кадров боев, авторы уходят от натуралистических моментов, показывая, насколько далекой бывает надежда на лучшее.

Польша представляет на фестивале еще две картины. «Солидарность. Взгляд женщин» – о

новом взгляде на историю последних тридцати лет жизни в Польше. Забастовка солидарности в 1980-ом, окончание коммунизма,  тюрьмы и – так непривычная для  женщин – роль борцов… До самой последней минуты фильм завладеет вашем вниманием, держа в напряжении.

А картина «Дети звонят» расскажет о линии Нон-стоп: звонки от детей и подростков по всяким мелочам, вплоть до шуток, оказываются ни чем иным, как поиском общения со взрослыми, которым они могли бы довериться…

Аргентинский фильм «Королева» поведает о сложном выборе девочки, собирающейся стать королевой карнавала. Она пользуется успехом на конкурсах красоты, но проблема в том, что о короне мечтает не она, а ее мать…

Бирма представит картину «Человек из стекла» – о мальчике, страдающем остеопорозом, который пережил не только физические мучения от многочисленных переломов, но и психологическую боль, которой подвергаются многие дети с инвалидностью. Он пошел в школу, где сможет учиться и, кажется, нашел способ выжить в современном обществе…

Три фильма Украины расскажут о ситуации вокруг Киевского Майдана.  Революция изнутри глазами школьников, журналистов и активистов. Мечты и реалии. Надежды и повороты судьбы. Разные судьбы в одном противоборстве.

В голландской картине «Руанда» посредством противостояния двух футбольных клубов подчеркнуты этнические конфликты Руанды.

А Норвегия представит картину «Братья, сестры навсегда». Это история о 73-летнем фермере. Ферма продолжает передаваться из поколения в поколение, несмотря на то, что трактора давно заменили лошадей, а электричество и телефоны стали обыкновением, а не роскошью. История об условиях жизни на природе имеет огромную популярность среди зрителей, и приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Бергене – явное тому доказательство.

Китай – единственная страна в мире, где интернет-зависимость признали болезнью. Фильм «Web-зависимый» рассказывает о подростках, которые решили сбежать из лечебных заведений до…ближайшего интернет-кафе, объясняя свое увлечение тем, что бегут от неискренности и поддельности реального мира.

Источник: mediakritika.by

  • Культурна-асветніцкая ўстанова "Кінаклуб “Дотык”’
  • Распрацавана null_studio