Всё, что нужно знать о выставке «И — искусство. Ф — феминизм. Актуальный словарь»

С 24 октября по 7 ноября при поддержке Фонда Розы Люксембург в НИИ «Дар» в галерее ISS MAG проходила выставка «И — искусство. Ф — феминизм. Актуальный словарь» — эксперимент по созданию словаря, осмысляющего отношения искусства, феминизма, общества, критики и практики. Это исследовательский проект, который, с одной стороны, знакомил зрителя с гендерной и социальной терминологией феминизма, с другой — демонстрировал различные стратегии художниц и художников, обращающихся к данному дискурсу, показывал, что феминизм — это скорее стратегия солидарности, чем сепаратизма. Публикуем кураторский текст Ильмиры Болотян и текст словаря.

Какая цель проекта «И — искусство. Ф — феминизм. Актуальный словарь»?

Одна из целей — исследование стратегий в искусстве, которые художницы и художники считают феминистскими. Был объявлен оупен-колл, на который могли откликнуться любые желающие принять участие в проекте. Вторая цель — собрать словарь феминистских терминов и понятий, которые участницы считают актуальными на данный момент (для себя лично, в целом, как угодно). Предлагалось присылать слова и словарные статьи к ним. Из этих двух вытекает третья цель — всё это показать публике в виде выставки и каталога-словаря для возможного обсуждения, дискуссии. Каталог будет выпущен позже, мы, к сожалению, не могли сделать его к открытию, а на выставке представлены его фрагменты.

Выставка не смогла вместить все заявки. Это невозможно физически (мы ограничены и пространством, и в ресурсах). К тому же выставка в идеале — это отдельное цельное произведение. В каталоге будет представлено больше слов и работ.

Какие темы находятся в фокусе выставки?

Интересным нашей рабочей группе (в неё, помимо меня, входят организаторы выставки художницы Микаэла и Марина Винник) показалось то, что больше всего заявок поступило на тему материнства: как собственного, так и отношений с матерью. В устных отзывах критики характеризуют эту тему как традиционно женскую, даже эссенциалистскую, однако эта тема — традиционная для искусства, в том числе классического. То, что она активизировалась именно в случае данного проекта, может говорить о желании молодых художниц осмыслить опыт своих матерей и бабушек. Для словаря были предложены такие понятия, как женский труд, материнский долг, невидимость (как пример невидимой группы — пожилые люди), материнская любовь, репродуктивное насилие (в статье отдельно говорится о нелегальных абортах, проводимых в советские годы в то время, когда по закону аборты были запрещены). Художник-мужчина, участвующий в выставке, также предложил работу, в которой он осмысляет опыт своих семейных отношений (с матерью, отцом и братом).

Ещё одна важная тема — гендерная: о гендерных стереотипах, понятиях нормы, собственном ощущении гендера, своей телесности.

Есть блок активистских работ — о мигрантках, о посттюремной адаптации женщин, об урбан-феминизме — поднимающие такие темы, как исключённость, стигматизация.

Рассматриваются и такие понятия, как художник, модель, женское искусство и другие.

Хотелось, чтобы на выставке были представлены самые разные стратегии феминистского искусства. По ним видно, что феминистское искусство — это не какое-то единое направление или стиль, это много разных художниц и активисток с индивидуальными манерами и стилями, разными задачами и разными решениями. Что же их всех объединяет? Вот об этом и предлагает задуматься выставка, вот здесь мы и ищем ответы. Мне видится, что это и личная вовлечённость, и опыт, отличный от опытов других авторов.

 

ууу

А – АССИСТЕНТКА

«Аутсайдерское, прислуживающее, подчиненное положение женщины в системе искусства.

Долгое время женщина в системе искусства занимала пассивную роль, где в представлении художников и зрителей выступала в роли музы-вдохновительницы, безмолвной натурщицы, ученицы, ассистентки, в то время как роль Творца была отведена мужчине.

Патриархатные представления, согласно которым то, что делают женщины, не является чем-то значительным, до сих пор создают препятствия художницам в профессиональном арт-поле. Традиция систематического исключения женщин из сферы искусства заставляет современных художниц часто нарочито репрезентировать клише маскулинности, смотреть на себя в свете доминирующих мужских интересов, выражая тем самым «женский взгляд» на тематику дискриминации и контекстуализируя проблему репрезентации пола». (Жанна Гладко)

Что именно понимается под феминистскими стратегиями в искусстве?

Собственно о стратегиях писали разные теоретики, в том числе Люси Липард, Джудит Барри, Рита Фелски и другие. Если взять первое значение слова, то любая стратегия — это некие планы, способы, благодаря которым достигаются определённые цели. И здесь мы можем выявить ещё один объединяющий момент всех феминистских работ — у них есть цели. Цели эти могут быть разными. Рассмотрим одну из них — например, добиться внимания к проблемам родителей, имеющих маленьких детей, в конкретном городе/регионе. Для достижения такой цели обычно используют активистские и сетевые формы: плакаты, паблики, акции, комиксы, листовки и т. д. Это совершенно адекватно и понятно. Мне только не понятно, почему, например, феминистское искусство обвиняют в плакатности. Это искусство не плакатно, оно осознанно и намеренно создаёт плакаты для достижения своих целей. Я надеюсь, что разница ясна. Аналогично, можно услышать, что, мол, у феминистских выставок одни и те же темы, скучно и предсказуемо. Одни и те же темы — потому что цели не достигнуты. И проблемы родителей с маленькими детьми в нашей стране, увы, будут, скорее всего, только множиться, а не уменьшаться. И феминистское искусство не может это игнорировать. Но это только один из примеров активистской стратегии.

На возражение, что «это не искусство» — ответить просто. Феминистское искусство не ориентируется на критерии мейнстрима или частные мнения местных авторитетов. Его задача — как раз включать в себя исключённые «высоким искусством» области, например определённые тематики или формы (вроде рукоделия). И если посмотреть исторически, то оно, несомненно, политическое. Политика — это не только сделать акцию в публичном пространстве. Это и делать в своей мастерской то, что никогда не будет выставлено в государственных институциях или коммерческих галереях. Повесить в галерее лоскутное одеяло — тоже политика, как мы знаем из истории искусства. Вопрос в уместности и своевременности, но это отдельная тема.

В кураторском тексте к выставке вы говорите о «негативном отношении к феминизму как к движению в целом». Почему феминизм наxодится в маргинальной позиции и меняется ли как-то это отношение?

Мне сложно ответить на вопрос, почему существует бытовое негативное отношение к феминизму. Благодаря феминистскому движению в нашей жизни появилось много отличных вещей. Наверное, это просто от незнания или из страха, что феминизм что-то отнимет. Не отнимет. Всё, что должно умереть, умрёт своей смертью. Однако феминизм в какой-то степени помогает ускориться и говорить о правах, изменениях в гендерной и других сферах на шаг вперёд. Кроме того, феминизм — это о солидарности. Можно много говорить о том, что надо любить друг друга; но реалистичнее понимать, что любить друг друга — это очень продвинутый уровень, мало кому доступный на самом деле, а вот солидаризироваться под силу каждому. Так или иначе люди объединяются вокруг каких-то идей, феминизм, а если точнее, феминизмы (их много) предлагают прогрессивные вещи, до которых человечество рано или поздно дойдёт.

Меняется ли это отношение? Всё индивидуально. Кто-то почитал, пообщался, отношение изменилось, стало понятно, что это, зачем и почему, а кому-то выгодно ругать феминизм для собственного самоутверждения, кому-то кажется, что его шутки про феминизм дают ему какие-то бонусы, а кто-то рад продемонстрировать, что выше всего этого. После открытия выставки несколько мужчин написали мне, что я сделала всё неправильно, и написали, как надо, по их мнению, делать такие выставки. Делайте, если знаете, как лучше. И я, и организаторы будут только рады, если появятся новые феминистские проекты.

m8

М — МАТЕРИНСТВО

«Социальная роль женщины с очень жёсткими рамками и ограничениями: моральными (круглосуточная занятость без перерывов и выходных), социальными (требование обязательного соответствия общественным ценностям и ожиданиям), экономическими (низкие выплаты по беременности и родам, маленькие пособия на содержание детей)». (Полина Дробина)

Почему было решено выбрать именно такой формат проекта — выставка-словарь? Каким образом формулировались понятия и термины этого словаря?

Все понятия и статьи к ним формулировали художницы. По своему выбору. Это было условием принятия заявки. Помимо работы, каждый/каждая должны были предложить слово/понятие/термин и небольшую статью к нему. Иногда мы просили дополнительно ответить на вопрос, почему им важно, чтобы именно это слово было в словаре. На выставке можно увидеть фрагменты этих статей как на отдельной стене, так и на этикетках.

Как вы отбирали участниц выставки? В кураторском тексте вы пишете о «новом поколении авторов, работающиx с феминистской тематикой». Что собой представляет это новое поколение?

Чтобы пройти отбор, необходимо было выполнить условия оупен-колла: прислать слово, статью, описание работы/эскиз до указанного дедлайна. Кроме того, к сожалению, мы были ограничены размерами помещения и средствами, поэтому не могли принять заявки, в которых предлагались дорогостоящие инсталляции, крупные холсты или серия живописи — при всём нашем желании.

На нашей выставке есть активистки, начинающие художницы, художницы, которые только начали работать с феминистской тематикой, и художницы, у которых есть собственные проекты. Кто-то из них участвовал в мастерских «Кухня» или «Мастерской имени Люси Липард» (или принимал участие в их создании), кто-то активно ведёт феминистские паблики, состоит в активистских группах, другие посещают ридинг-группы «Гаража» — мне сложно сказать что-то про них всех одно, кроме того, что это очень интересные художницы. И художник.

Н – НЕВИДИМОСТЬ

«Характерная для современной культуры стратегия по отношению к уязвимым и стигматизированным социальным группам: женщинам, трудовым мигрантам, ЛГБТ, пожилым людям, людям с инвалидностью и др. Все эти группы оказываются тем или иным образом вытеснены из социального поля. Интересы этих групп реже представлены в медиа и в исследованиях. Часто в обществе создаются изолирующие условия, обеспечивающие невидимость и сегрегацию. Например, среди всех журналов для женщин нет ни одного, адресованного людям пожилого возраста. Очень редко у той или иной группы появляется возможность рассказать о себе от первого лица, заявить о своих потребностях, быть услышанным. Невидимость означает, что потребности людей из этих социальных групп систематически обесцениваются, а сами люди остаются невидимыми для общей культуры как субъекты, обладающие собственным достоинством, целями, стратегиями и ценностными выборами. Термин появился в феминистской интерсекциональной теории». (Микаэла)

Есть ли какая-то институциональная поддержка феминистских арт-проектов в России? Удаётся ли феминистскому искусству встраиваться в существующие арт-институции?

Проект выставки словаря поддержал Фонд Розы Люксембург. Без его участия мы бы не смогли провести его в таком объёме. Для нас было важно, чтобы на выставку смогли приехать участницы и участники из других городов. Этот же фонд поддерживал «Феминистский карандаш» (кураторы — Надя Плунгян и Виктория Ломаско), в котором я принимала участие, что было для меня большой школой и важным опытом. Художественные мастерские «Кухня» (организаторы — Микаэла и Марина Винник) тоже случились благодаря этому фонду. О другой институциональной поддержке феминистских проектов я не слышала.

По поводу интеграции в существующие арт-институции… Тут возникает много вопросов. Какое встраивание, зачем и куда? Думаю, государственные институции не очень рады феминистской тематике в своих стенах. Во всяком случае мы не смогли найти площадку для этой выставки в этих институциях и делаем её в дружественных галереях.

Помимо визуальной, выставочной части выставки, отдельно будет презентован словарь-каталог. Для чего он нужен?

Да, мы сделаем отдельную презентацию. Скорее всего, в декабре. Этот каталог-словарь, во-первых, будет представлять ряд художниц и художников, работающих с феминистской тематикой и стратегиями. Во-вторых, срез понятий и тем, с которыми они работают. Он будет интересен искусствоведам, критикам, исследователям и всем, кто интересуется феминизмом и современным искусством. Это ни в коем случае не академический словарь — у нас нет ресурсов и опыта для подобных изданий, хотя я принимала участие в составление словарей как филолог. Здесь важно было собрать материал, который можно было бы анализировать дальше, работать с ним, и чтобы он был доступен для всех, кому это интересно.

Г — ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

«Обобщённые понятия о том, какими качествами должны обладать „настоящие“ женщины и „настоящие“ мужчины, какие роли они должны выполнять, какими характеристиками должны обладать для того, чтобы вписываться в некий образ, создаваемый социумом и культурой. Стереотипы складываются в определённых исторических условиях и часто отражают структуру социальной власти, в которую женщины и мужчины вынуждены вписываться. Стереотипы игнорируют личностные и индивидуальные качества конкретного человека и являются средством манипуляции. Несмотря на модернизацию гендерного порядка, стереотипы в этой сфере меняются медленно».  (Сюзанна Ориордан)

Источник: furfur.me

  • Культурна-асветніцкая ўстанова "Кінаклуб “Дотык”’
  • Распрацавана null_studio