Елена Аносова «Отделение» (“больше чем ОНА”)

Я начну знакомить вас с участницам/ками международной групповой выставке “больше чем Она”, которая пройдет 19-28 февраля в Минске в рамках II квир-кино фестиваля ДОТЫК.

Анна Лок

 
С Еленой познакомилась в жюри ЛГБТ кино фестиваля Бок-о-Бок в Питере и сразу поняли- эта серия- больше чем Она.

Фотосерия «Отделение» снималась Еленой Аносовой в женской исправительной колонии. Фотограф проработала там больше месяца, сделав несколько десятков портретов заключенных. Каждая из героинь изображена с каким-либо предметом в руках, дорогим ей по тем или иным причинам.

В разговоре об этом проекте важно упомянуть его экспозиционный контекст. Работа Аносовой снискала широкое признание профессионалов: автор, в частности, получила за него премию имени фотожурналиста Андрея Стенина. Однако представлена публике она была не на крупной институциональной, а на частной экспериментальной площадке: в галерее Red Square, на собственные средства открытой на Электрозаводе молодыми кураторами Марией Дудко и Наталией Протасеней. Предыдущие проекты, организованные в этих стенах, были посвящены проблемам власти и насилия, субъектами которых выступали институты государства и художественной системы. Выставки Дудко и Протасени (до проекта Аносовой их прошло всего две) отличались общей агрессивностью сеттинга (например, чтобы войти на один из вернисажей, зрители должны были «проштамповаться» российским триколором) и навязчивым дизайном пространства. «Отделение» контрастировало с предыдущими выставками не только отсутствием кураторской «перформативности». К механизмам власти и насилия, осуществляемым непосредственно государством, Аносова подобралась близко, как никто из выставлявшихся здесь до нее. Институт производства «ненормальных» она исследовала изнутри и с заключенными общалась непосредственно. Кажется символичным факт, что ее «Отделение» стало последним проектом, реализованным в галерее Red Square, которая вскоре после его финисажа закрылась по не зависящим от кураторов причинам.

В случае проекта Аносовой можно порассуждать о феномене насилия, которое в контексте тюрьмы имеет свое легитимное измерение (в форме определенного общественного института) и при этом объявляется вне закона (правонарушение). О его возможной интерпретации в гендерной оптике: преступлением для некоторых женщин мог стать факт «превышение допустимых пределов самообороны» в ответ на насилие (чаще – со стороны мужчин), в котором, согласно патриархальным клише, жертва «виновата сама», «спровоцировав» агрессора. О дозволенных границах маскулинного и фемининного, преломляющихся в экстремальных условиях: некоторые героини сняты парами, как они и живут в тюрьме до окончания срока – явление, которое невозможно представить в мужской колонии.

Работы, снятые Аносовой, своим сдержанным тоном подчас напоминают простые портреты людей в интерьерах. На некоторых надета униформа, но чаще тюремный контекст в этих кадрах не проявляет себя никак. Любимые предметы, сжимаемые ими в руках и напоминающие о близких и друзьях, как будто и вовсе переносят этих женщин в приватную родную обстановку. Аносова запечатлевает их на границе. Не только на границе двух социальных систем с непроницаемым барьером между ними. Но и на границе зрительского восприятия, «опознающего» героинь Аносовой как субъектов определенной идентичности. Внутри восприятия и происходит настоящее отделение. Преодолеть которое оказывается сложнее, чем физический барьер с колючей проволокой. – В. Л.

источник материала 

с гугл-календарем фестиваля можно познакомиться на нашем сайте

группа фестиваля

  • Культурна-асветніцкая ўстанова "Кінаклуб “Дотык”’
  • Распрацавана null_studio